Захваты

Выберите подкатегорию

Надёжная транспортировка грузов с использованием только собственных захватных средств кранового оборудования – крюков или строп – не всегда возможна. Например, если в конструкции изделия отсутствуют соответствующие приливы, отверстия или грузовые болты, «подхватить» такой груз сложно и опасно. Потребуются грузовые захваты, разрабатываемые под определённые возможности транспортного средства.

                                        Виды грузовых захватов

Номенклатура рассматриваемых приспособлений зависит от следующих факторов:

  1. Вида груза. Например, стальные изделия с твёрдой поверхностью, пористые, хрупкие материалы, элементы узлов оборудования со сложной геометрией поверхности контакта и т.д.
  2. Массы груза. С её увеличением возрастают требования к усилию зажима захватов.
  3. Конструкции грузового захвата. Она может быть механической, либо использовать вакуум, магнитные и/или электромагнитные силы.
  4. Конструкции грузоподъёмного устройства, в качестве которого чаще всего принимаются мостовые краны, кран-балки, козловые краны и краны-штабелёры.
  5. Размеров пространства, в котором необходимо функционировать грузовому захвату.

Разработка всех разновидностей грузовых захватов проводится в строгой последовательности. По конструкции приспособления определяются с материалами для его изготовления. Например, при небольших эксплуатационных нагрузках большинство деталей грузовых захватов могут изготавливаться из углеродистых сталей обыкновенного качества по ГОСТ 380 (преимущественно из стали Ст.3, которая хорошо поддаётся сварке). В более ответственных случаях используют качественные углеродистые стали типа Сталь 20 по ГОСТ 1050, с термообработкой цементация.

Важной стадией является также прочностной расчёт грузовых захватов. Изделия проверяют по запасу прочности, который должен не менее, чем вдвое превышать прочностные характеристики используемой для изготовления стали. Если грузовой захват – комбинированного типа (когда часть нагрузок распределяется и на стропы), то дополнительно рассчитывают также допустимые значения углов распора ветвей.

                                                     Механические захваты

Общим принципом функционирования таких приспособлений является создание сил, которые обеспечивают надёжное механическое или фрикционное сцепление контактных поверхностей захвата с транспортируемым грузом.

Механические захваты могут быть:

  • Рычажными (иногда их называют клещевыми), когда сила удерживания груза обеспечивается в результате сведения плеч рычага при подъёме крюка крана вверх. Обычно используются двухзвеньевые схемы, которые при достаточной простоте и надёжности конструкции отличаются наименьшими потерями в узлах сочленения;
  • Эксцентриковыми, когда усилие зажима создаётся при провороте одного или двух эксцентриков относительно оси траверсы крана. При этом два эксцентрика обеспечивают более равномерный зажим груза, чем один;
  • Со струбцинами, в которых необходимая сила зажима создаётся винтовым механизмом, причём резьба струбцины обязательно должна быть трапецеидальной. Усилие зажима увеличивается с возрастанием площади контакта у пластины струбцины;
  • Храпцовыми, в которых часть нагрузки воспринимают на себя стропы, а непосредственный захват производится попарно расположенными поворотными скобами. Их число может варьироваться от двух до шести, в зависимости от габаритов поднимаемого груза;
  • Штыревыми, которые захватывают груз подпружиненными подвижными штырями, входящими в имеющееся в грузе отверстие (в этом – практическое ограничение возможностей захвата этого типа). Последующая расстроповка груза производится оттяжкой возвратных пружин;
  • Вилочными, где для фиксации и перемещения груза используются две (реже – три или четыре) грузовые вилки, которые подвижно соединяются с траверсой. Вильчатые захваты с целью предотвращения опрокидывания груза обязательно снабжаются противовесами. Они используются преимущественно на кранах-штабелёрах;
  • Клиновыми, в которых требуемое усилие фиксации создаётся клином, создающим усилие трения в распорках. Область применения таких захватов ограничена конструкциями, имеющими круглую полость или отверстие. 

                                               Грузовые захваты других типов

Основным ограничением всех конструкций механических захватных приспособлений является их износ, а также необходимость в тщательном регламентном обслуживании. Этих недостатков лишены грузовые захваты вакуумного и магнитного/электромагнитного типов.

Вакуумный захват работает по принципу притягивания груза из-за разности давлений между поверхностью изделия и присоской захвата. В специальной камере вакуумным насосом создаётся разрежение (его уровень определяется требуемым значением подъёмной силы). Все грузотранспортные операции происходят плавно, и без повреждения груза. Ограничением вакуумных захватов являются повышенные требования к ровности и сплошности поверхности груза, которая не должна иметь впадин и выступов, а также не быть пористой.

Магнитные и электромагнитные конструкции грузовых захватов реализуют соответствующие силы, возникающие в магнитных/электромагнитных полях. Они действуют так же плавно, как и вакуумные, однако могут использоваться лишь для подъёма и перемещения магнитных материалов. Электромагнитные захваты, кроме того, обязательно должны оснащаться дублирующими захватными приспособлениями, поскольку при внезапном прекращении подачи напряжения возможна авария с тяжёлыми последствиями.