Блоки монтажные ГОСТ
Монтажные грузовые блоки служат дополнительными приспособлениями при производстве работ по подъёму грузов и являются составляющей многих грузоподъемных устройств. Их применяют не только для поднятия или опускания грузов и их перемещения по горизонтальной поверхности (грузовые блоки), а и для смены направления движения тросов (отводные). Монтажные блоки отличаются друг от друга по внешнему виду и комплектации в зависимости от того, по какому ГОСТ и для какой цели они изготовлены.
Назначение |
Марка |
Грузо-подъем-ность, т |
Диаметр каната, |
Вес, |
Цена, |
мм |
кг |
руб. |
|||
Блок монтажный |
БМ1,0 |
1,0 |
8,1-9,0 |
4,2 |
3300 |
БМ1,6 |
1,6 |
9,7-11,5 |
5,5 |
3500 |
|
БМ3,2 |
3,2 |
11,5-14,0 |
8,1 |
3900 |
|
БМ5,0 |
5,0 |
15,0-16,5 |
15,5 |
6500 |
|
БМ6,3 |
6,3 |
18,0-20,0 |
22,0 |
7800 |
|
БМ8,0 |
8,0 |
20,0-22,5 |
30,0 |
9900 |
|
БМ10,0 |
10,0 |
23,5-25,0 |
37,0 |
15000 |
Назначение |
Марка |
Грузо-подъем-ность, т |
Диаметр каната, |
Вес, |
Цена,с НДС |
мм |
кг |
руб. |
|||
Блок монтажный |
БМ1,0 |
1.0 |
8,1 - 9,0 |
4,2 |
3300 |
БМ1,6 |
1,6 |
9,7 - 11,5 |
5,5 |
3600 |
|
БМ3,2 |
3,2 |
11,5-14,0 |
8,1 |
5500 |
|
БМ5,0 |
5.0 |
15,0-16,5 |
15,5 |
8200 |
|
БМ6,3 |
6,3 |
18,0- 20,0 |
22 |
9500 |
|
БМ8,0 |
8.0 |
20,0-22,5 |
30 |
10700 |
|
БМ10,0 |
10,0 |
23,5-25,0 |
37 |
16500 |
В производстве работ по подъему грузов применяют однорольные и многорольные грузоподъёмные блоки. Первый представляет собой насаженное на ось колесо, по внешнему краю которого проходит желоб для передвижения каната, имеющий название «ручей». Ширина и глубина ручья зависят непосредственно от диаметра каната, движущегося по блоку, поэтому в описании подобных грузоподъёмных устройств обычно указывают его допустимую толщину. Ось блока с двух сторон закреплена щеками (металлическими пластинами), которые сверху усилены тягой и скобой для крепления строп, а снизу оснащены петлей или крюком для захвата груза.
Блок монтажный гост многорольный допускает использование до одиннадцати роликов в своей комплектации. Благодаря конструктивной схеме, все они движутся по своим осям асинхронно - независимо друг от друга и разделяются между собой щеками.
Крюки и петли для блока бывают коваными и штампованными. Их дополнительно оснащают скобой, которая приваривается к крюку и предупреждает соскакивание троса. Рассматриваемая скоба состоит из двух пластин и изготавливается отдельно от крюка. Для подвешивания груза скобу поднимают за свободный конец, а после этого опускают – так канат определённо не сможет соскочить с крюка. Эта деталь присутствует на всех стреловых подъемных кранах и на тех монтажных машинах, которые перемещают груз в закрытых контейнерах и на поддонах путём навешивания на крюк скобы или другой жёсткой детали.
При необходимости перемещения особо тяжёлого груза для блока применяют другую комплектующую деталь - двурогий крюк. Крюки и петли монтажного блока по ГОСТ должны иметь оттиск завода-изготовителя и документ, в котором указана вся необходимая информация об изделии. В том случае, если стандартное изделие не отвечает условиям монтажа, оно изготавливается по индивидуальному спецзаказу и тоже должно иметь паспорт, в котором указан материал, используемый при выделке данного крюка, его грузоподъемность, номер и дата его создания.
На самом монтажном блоке тоже должен быть оттиск с указанием его грузоподъемности. Если же это не предусмотрено изготовителем, то грузоподъёмное приспособление необходимо протестировать перед использованием. Каждый год блоки проходят техническое освидетельствование. Также стоит учесть, что при использовании каната большей толщины, чем предусмотрено размерами ручья, происходит трение его о щёки ролика, что быстро приводит в негодность и ролик, и канат.
В последнее время довольно часто стали использовать подъёмные блоки с откидными щеками и откидными серьгами, которые значительно упрощают процесс монтажа. Канат просто закладывают в ручей, не протаскивая его. Это весьма рационально, если длина каната большая, а рабочая зона организована в стеснённых условиях.
Грузоподъемные блоки монтажные гост оснащены подшипниками и втулками из бронзы или чугуна. В нижней части некоторых блоков предусмотрен съемный вкладыш для стропования груза полотенчатым или витым стропом. Если строповка происходит посредством использования бесканатных захватов, то вкладыш снимают и прикрепляют их к грузоподъемному элементу рукой.
Такие блоки также используются для составления полиспаста на грузоподъемных машинах. Полиспасты используют для подъема или перемещения по горизонтальной поверхности грузов, вес которых превышает грузоподъемность лебедок. При использовании данного приспособления скорость перемещения груза обратно пропорциональна силе, которую требуется приложить для его подъема. Полиспаст составляется из двух грузоподъемных блоков – неподвижного и подвижного, которые соединяются друг с другом с помощью каната.